Особенности приема на работу водителей с 1 марта 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности приема на работу водителей с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
Испытание работники проходят в соответствии со ст. 70 ТК РФ без выезда и с выездом на дороги общего пользования (на маршруты с пассажирами и без пассажиров — для водителей маршрутных транспортных средств) на транспортном средстве того типа и модели, на котором водитель будет в дальнейшем самостоятельно работать. За прохождением испытания следит водитель-наставник, который назначается из числа водителей с соответствующим опытом работы (не менее трёх лет — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе) и не совершивших за последний год работы ДТП по своей вине.
Информация о проведения испытания заносится в лист испытания с указанием:
- номера листа испытаний
- ФИО водителя;
- сведений о транспортном средстве: (тип, марка, модель);
- ФИО водителя-наставника;
- дата и время прохождения испытания;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью о допуске или недопуске водителя к самостоятельной работе.
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
Справка об отсутствии судимости для иностранных граждан при приеме на работу
Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, поступающие на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, предъявляют работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй настоящей статьи, и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом соответствующего государства — члена Евразийского экономического союза, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Данный абзац говорит о том, что начиная с 1 марта 2023 года при поступлении на работу иностранные граждане должны будут предоставить работодателю справку об отсутствии судимости и уголовного преследования.
Обратите внимание, справка требуется только гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, которые не являются при этом гражданами РФ.
Например, если у водителя есть гражданство Казахстана и гражданство России, то справка ему не потребуется, т.к. есть гражданство России.
Если у водителя есть только гражданство Китая, то справка ему не потребуется, т.к. нет гражданства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии.
Если же у водителя есть только гражданство Армении (или Белоруссии, Казахстана, Киргизии), то справку нужно предоставить.
Требования к справке:
- справка должна быть выдана компетентным органом соответствующей страны, то есть полицией Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии;
- справка должна сопровождаться заверенным переводом на русский язык.
Таким образом, с 1 марта 2023 года гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, не имеющим гражданства РФ, устроиться на работу водителями будет гораздо сложнее. Это связано с тем, что сначала придется вернуться в страну, гражданином которой является водитель, и получить там справку об отсутствии судимости и уголовного преследования.
Наличие необходимых документов
Министерство транспорта РФ разработало для водителей, принимаемых в штат, особые требования, размещенные в Приказе ведомства № 282 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Соответствие требованиям необходимо доказать документально:
-
водительским удостоверением нужной категории;
-
свидетельством о профподготовке;
-
документом, подтверждающим опыт трудовой деятельности;
-
медицинской справкой, дающей допуск к управлению ТС.
С чего начать: шпаргалка
Предположим, что вы только подбираете кандидата в водители. Вы готовитесь к собеседованию. Но с чего начать? Какие документы затребовать у водителей легковых и грузовых авто? Можно ли требовать медицинские справки? Какой стаж для водителя считается нормальным? Мы подготовили для вас шпаргалку в виде таблицы.
Таблица: с чего начать примем на работу водителя
Что делать | Комментарий |
Проверьте водительское удостоверение (права) | Удостоверение должно быть российского образца, так как управлять автомобилем с иностранными правами запрещено. Исключение – ситуация, когда водитель – гражданин государства, где русский язык официальный (например, гражданин Киргизской Республики). |
Проверьте квалификацию и стаж водителя (не для всех) | Это нужно при приеме некоторых водителей, например, тех, которые будут заниматься перевозкой опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Категории таких водителей и требования к квалификации и стажу, которым они должны соответствовать, приведены, в частности, в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 N 287. Узнать, есть ли у водителя необходимая квалификация и стаж работы, можно соответственно из документов об образовании и (или) о квалификации и из трудовой книжки |
Направьте водителя на медицинское освидетельствование | Из заключения должно быть ясно, может он работать водителем. Кандидат должен представить заключение медицинской организации о наличии или отсутствии противопоказаний по управлению автомобилем. Если он откажется проходить медосмотр или будут выявлены противопоказания, его нельзя допускать к работе. |
Проведите собеседование | Провести собеседование в письменной или устной форме. Результаты занесите в специальные листы собеседования (форма произвольная, так как установленной нет). |
Как провести стажировку водителя при отсутствии наставника?
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.
Однако решение довольно простое. Нужно временно привлечь к работе водителя, который выполнит роль наставника для новых водителей.
Статья 70 Трудового кодекса РФ позволяет взять на работу временного сотрудника (на срок до 2-х месяцев) без проведения испытания. Именно такого водителя и следует привлечь для проведения стажировки новых водителей.
Ежегодные отпуска водителей
Водителю должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год (ст. 75 КЗоТ; ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).
Кроме того, водитель имеет право на ежегодные дополнительные отпуска:
- за особый характер труда (ст. 76 КЗоТ, ч. 1 ст. 8 Закона № 504). Водители, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических или геологических условиях и в условиях повышенного риска для здоровья, имеют право на дополнительные дни отпуска. Продолжительность такого отпуска установлена в приложении 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290 (далее – Постановление № 1290). Максимальная его продолжительность – 35 к. д.;
- за работу с вредными или тяжелыми условиями труда (ст. 76 КЗоТ; ст. 7 Закона № 504). Право на такой отпуск есть у водителей, специфика работы которых подразумевает негативное воздействие на здоровье вредных производственных факторов (приложение к Постановлению № 1290). Максимальная продолжительность такого отпуска – 35 к. д. Конкретную продолжительность этого отпуска работодатель устанавливает в коллективном или трудовом договоре;
- за ненормированный рабочий день (ст. 76 КЗоТ, ст. 8 Закона № 504). Такой отпуск можно установить водителям легковых автомобилей, кроме водителей такси (п. 2.10 Положения № 340). Максимальная продолжительность такого отпуска – 7 к. д. (п. 3 Рекомендаций, утвержденных приказом Минсоцполитики от 10.10.97 г. № 7). Работодатель указывает конкретную продолжительность данного отпуска по каждому виду работ, профессий и должностей в колдоговоре (п. 3 этих Рекомендаций). Если на предприятии нет колдоговора, тогда привести такой перечень можно и в другом локальном документе предприятия, например в Положении об отпусках.
ОБРАЗЕЦ ТОВ «Апельсин» Наказ № 123-ОК 15.11.20 р. м. Луцьк Про прийняття на роботу Прийняти на роботу Сороченка Анатолія Федоровича з 16.11.20 р. на посаду водія автотранспортних засобів із посадовим окладом згідно зі штатним розписом із випробувальним терміном 3 (три) місяці. Підстава: заява Сороченка А. Ф. від 15.11.20 р. Директор (підпис) В. А. Короленко З наказом ознайомлений: 16.11.20 р. (підпис) А. Ф. Сороченко |
Отсутствие судимости у водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, метро
К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за следующие преступления:
1) преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к тяжким и особо тяжким преступлениям;
2) преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие преступлениям, указанным в пункте 1 настоящей части.
Обратите внимание, требования для водителей автобусов, трамваев, троллейбусов и метро практически полностью соответствуют требования для водителей такси.
Единственной отличие — другой перечень преступлений, который включает в себя только тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.
То есть к водителям такси требования более жесткие, чем к водителям иного общественного транспорта.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
Наличие необходимых документов
Министерство транспорта РФ разработало для водителей, принимаемых в штат, особые требования, размещенные в Приказе ведомства № 282 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Соответствие требованиям необходимо доказать документально:
-
водительским удостоверением нужной категории;
-
свидетельством о профподготовке;
-
документом, подтверждающим опыт трудовой деятельности;
-
медицинской справкой, дающей допуск к управлению ТС.
Приказ Минтранса РФ от 29.07.2020 N 264
О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2021 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:
- закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
- помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).
Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).
Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.
Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:
- впервые принимаются на работу на должность водителя;
- имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
- при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
- переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).
Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному.
Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу.
И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.
Как с 2022 года проводить стажировку на рабочем месте по охране труда
- Охрана труда
- Пожарная безопасность
- Промышленная безопасность
- Безопасность дорожного движения
- Экология
- Электробезопасность
- Общие требования безопасности
- Все статьи
Одна из главных поправок, которая вступит в силу с 1 марта 2022 года, касается усиления ответственности водителей за нарушения в сфере техосмотра. Для легкового транспорта физических лиц процедуру прохождения ТО, напомним, с текущего года сделали добровольной (за исключением ряда случаев), однако это вовсе не значит, что у водителей теперь не будет проблем. Скорее, всё обстоит с точностью до наоборот. Сейчас объясним, почему.
В ГИБДД уже пообещали, что продолжат усиленно следить за техническим состоянием транспортных средств. А это означает, что на дороги вернутся облавы. Чтобы отправить автомобиль на внеочередной техосмотр, достаточно будет выявить факт внесения изменений в конструкцию ТС или критическую неисправность. Право на осмотр техники прямо на дороге у ГИБДД пока никто не отобрал. Если техническая неисправность визуально видна, вас не спасёт от внеочередного ТО даже действующая диагностическая карта. Если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооружённым глазом, автомобиль стражи правопорядка проверить на дороге уже не смогут.
С 1 марта 2022 года вступит в силу новый порядок выдачи медицинских справок водителям. Лица, лишённые прав за управление ТС в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, в обязательном порядке будут сдавать на анализы кровь и мочу. По задумке, это должно помочь выявить хронических алкоголиков и наркоманов. Дополнительные тесты будут проводиться на платной основе – придётся дополнительно раскошелиться.
В соответствии с принимаемыми поправками, с марта водителей начнут строже наказывать за повторные нарушения ПДД. Пока речь идёт о следующих случаях:
-
повторное вождение машины с незаконной тонировкой – 3 000 рублей вместо 500 рублей;
-
управление машины с нечитаемыми номерами – 5 000 рублей вместо 500 рублей и лишение прав на срок до трёх месяцев;
-
повторное управление автомобилем без прав – 20 000–30 000 вместо 5 000–15 000 рублей или обязательные работы на 40–60 часов.
Требования к кандидату на должность водителя
Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов перевозок:
- коммерческие перевозки – перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
- перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями– перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров. Требования распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.
Сопровождение детей при перевозке школьным автобусом
Перед поездкой сопровождающий проходит инструктаж по безопасности перевозки обучающихся с занесением в книгу учета инструктажей.
Во время движения сопровождающий должен находиться на передней площадке салона.
Посадка и высадка обучающихся производится после полной остановки автобуса под руководством сопровождающего.
Перед началом движения сопровождающий должен убедиться, что количество обучающихся не превышает число посадочных мест, все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, окна с левой стороны закрыты, и подать команду на закрытие дверей.
Во время движения сопровождающий обеспечивает порядок в салоне, не допускает подъем обучающихся с мест и хождение по салону. При высадке сопровождающий выходит первым и направляет обучающихся вправо по ходу движения за пределы проезжей части.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 июля 2020 года N 282
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
в Министерстве юстиции
23 ноября 2020 года,
регистрационный N 61070
Нюансы заключения договора с различными категориями водителей
При приеме на работу водителя организация или индивидуальный предприниматель обязаны соблюдать требования главы 51 Трудового кодекса и иных нормативных актов. А частности законодательство обязывает работодателя предварительно проверить соответствие кандидата следующим основным требованиям:
- наличие водительского удостоверения с правом управления транспортным средством, на котором ему потребуется осуществлять рабочие функции (соответствие категории права управления транспортному средству);
- наличие требуемого для определенной категории стажа вождения. Его можно подтвердить записями в трудовой книжке, заверенными копиями трудовых договоров либо справками с прежних мест работы. Например, для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в такси, устанавливаются требования по стажу не менее трех лет;
- отсутствие медицинских показаний, препятствующих управлению транспортным средством, что подтверждается соответствующей справкой медицинского учреждения;
- отсутствие наказаний, связанных с нарушением правил дорожного движения (лишение водительских прав, арест).